Так кратко, но ёмко охарактеризовал спектакль режиссёр Николай Рощин, поставивший в МХТ «Дон Кихота» (18+). В основе постановки булгаковская инсценировка «Дон Кихота» и сам роман Сервантеса. Главную роль исполнил молодой, но уже несравненный Илья Козырев.
Действие спектакля Художественного театра перенесено в конец 1930-х в условный театр, где идут репетиции «Дон Кихота». На сцене Рыцарь печального образа, он же Актер 1, он же режиссер спектакля. Именно эту роль без преувеличения превосходно воплотил на мхатовской сцене Илья Козырев. Он артистичен, аристократичен, где надо, романтичен и снисходителен – в зависимости от ситуации, лаконичен и справедлив, в его понимании, возвышен и одухотворён – влюбляет в себя все окружающее женское общество, харизматичен и высокопарен, красноречив и до безумия наивен. Всё это – Рыцарь Печального Образа в исполнении Козырева.
Рыцарь – это тот, кому ведомы не бытовые, а «глубинные законы существования мира». Дон Кихот Булгакова – трагический рыцарь, «который находится в неразрешимом конфликте с «обычной» жизнью». Затронут в пьесе и театр - куклы, маски, трюки, пиротехника. Персонажи надевают на себя маски, предстают не теми, кем они являются.
«Речь идет о театре формы, поэтому мы попытались сделать, может, даже преувеличенно, специально преувеличенно. Чересчур преувеличенно. Это будет такой визуально сложный технический спектакль», – говорил журналистам перед премьерой режиссер Николай Рощин.
Неподрожаемый Иван Волков – он же Актер 2, он же верный оруженосец Санчо Панса. Истинная питерская театральная школа, которую он «перенёс» на московскую мхатовскую сцену. Его пассажи, его мимика, его игра глазами и жестами, его «музыкальные включения» и его невероятная харизма «конкурирует» с вышеперечисленным «набором» Ильи Козырева.
Из женской части постановки однозначно выделяется Ирина Пегова - Актриса 6, она же Карлик, Кот, Каторжница, Монахиня, Похоронщик. Пегова яркая, красивая, милая, женственная, чувственная - превосходна во всех смыслах этого слова. Ну и ее «фишка» в постановке - перевоплощение в бородатую Принцессу Долориду, это незабываемо!
В спектакле также заняты артисты: Алексей Варущенко, Полина Романова, Владислава Сухорукова, Вера Харыбина, Янина Колесниченко, Юлия Чебакова, Ксения Теплова и Ульяна Глушкова.
Невероятные декорации (масштабность, уникальность, машинерия), в которых не последнюю роль играют гримерки – часть сценографии, которая «дописывает» и Булгакова, и Сервантеса, и Рощина. Она же (сценография) помогает актёрам «доносить» до зрителя тексты двух классиков и режиссёрский «полёт» создателя постановки.
А ведь есть ещё и переодевание героев спектакля прямо на глазах зрителя. Артисты сначала входят в роль персонажей Сервантеса, потом оказываются в роли актеров 30-х годов прошлого века. «Игра в игре», как справедливо отметила Яна Музыка – лучший театральный журналист страны.
«Главная проблема в спектакле не проблема Дон Кихота, а проблема вообще природы театра» - видимо ключевое, о чём хотел «поговорить» с публикой режиссёр Николай Рощин в своей постановке. Он же - сценограф и инсценировщик спектакля «Дон Кихот». Главная, на мой скромный вкус, заслуга Рощина, что в работе с артистами он использовал музыкальные термины – «настраивал звучание инструментальных и вокальных фрагментов». Зритель наблюдает за репетицией — довольно трагикомичным процессом, в котором есть и кино - роуд-муви про сегодняшних Санчо и Дон Кихота. А в конце «все рушится, летит, взрывается и падает». Это я про те самые огромные конструкции с подъемно-опускными механизмами, которые крутят сами актёры, уникальные и масштабные декорации, к которым, в финале присоединяются мельницы, без которых «Дон Кихот» невозможен.
На вопрос: «Про что сегодня «Дон Кихот»?», заданный режиссёру журналистами после пресс-показа, Николай Рощин ответил развёрнуто: «На самом деле, это огромная проблема, потому что всегда хочется приблизить материал к сегодняшнему дню. Мне кажется, его приключения закончатся моментально — время более жесткое, циничное, чем то время, когда жил и писал Сервантес. Поэтому, если переделывать на сегодняшний день, нужно подвиги Дон Кихота как-то смягчать, поэтизировать и делать менее конкретными. Мы стремились сделать максимально эстетский формалистский спектакль в попытке доказать, что, когда формы больше, чем содержания, она тоже может быть достаточно глубока, но при этом ненавязчива и легка восприятию».
Продолжил общение с представителями СМИ актер Илья Козырев: «Это не какой-то собирательный образ, это вполне конкретный человек со своими мыслями. Будет неправильно искать какой-то эквивалент современных режиссеров. Персонаж «Режиссер» пытается построить этот спектакль для того, чтобы найти свое высказывание про современный театр, который сейчас находится в каком-то положении. И здесь для такого разбора — есть режиссер и есть театр, — мне кажется, вообще самый подходящий материал — «Дон Кихот», потому что здесь есть и безумие, и попытка творчества, и очень много метафор, перемен, фантазийных вещей».
Санчо (Иван Волков) предан Дон Кихоту, но по возможности пытается его переубедить. Все, как и в театре, где у помощника режиссера может быть другое видение не только конкретной сцены, но и общей концепции. Актер, исполняющий роль Санчо, «видит в этом и глубоко личную, ностальгическую ноту»: «Эта история бескомпромиссности в театре, когда все лишено коммерческой цели в чистом виде. Такой романтизм, очень похожий на донкихотовский, очень часто никому не нужный, кроме тех, кто этим занимается. Как мы в свое время с Рощиным начинали: делали сами монтировку декораций, сами приглашали каких-то людей, в зале смотрели пять человек, говорили: «Спасибо большое, до свидания», а мы до пяти утра разбирали все это. В такой жизни мы существовали очень долго, мне это близко, и сейчас очень не хватает этой борьбы с мельницами в творческом смысле. Вот эта пара, когда у каждого свое мнение, есть конфликты — один мыслит масштабно и заставляет переступать через зону комфорта, другой говорит: «Зачем нам это нужно?».
Театр - это история про доверие, за которое «голосует» билетами зритель. В феврале – еще два показа (премьера 14-го), в марте и апреле – также по два показа спектакля «Дон Кихот» на Основной сцене МХТ имени Чехова.
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш и Анна Духон
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов



















