18+


Всемирные новости и новости шоу-бизнеса | News-w.org | World news and Showbiz news » Культура » В Большом зале Московской консерватории «Евгений Онегин. Сожженная глава»

21 июнь 2021, Понедельник
800
0
«Евгений Онегин. Сожженная глава» - хоровая симфония-действо. Проект Павла Каплевича. Композитор - Игорь Райхельсон. Глас народа - народный артист России Александр Филиппенко. Введение в оперу - писатель, режиссер, политический журналист Михаил Зыгарь. Дирижер - Филипп Чижевский.

Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова. Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова: Солируют: Светлана Касьян (сопрано) Екатерина Лукаш (меццо-сопрано) Иван Гынгазов (тенор) Алексей Исаев (баритон) Михаил Петренко (бас).
Хоровая симфония-действо - это не про степень достоверности, это литературно-музыкальное произведение. Авторы перевели поэзию в условное пространство музыки, где начинают работать новые законы, гораздо более абстрактные и мистические. В Болдинскую осень 1830 года Александр Сергеевич Пушкин закончил IX главу «Евгения Онегина» и подготовил черновики Х главы. 19 октября А. С. Пушкин перечитал черновик, и его охватили страх и смущение. За такие стихи — прямая дорога в Сибирь. Еще свежи были воспоминания о судебной нервотрепке с Синодом по поводу нашумевшей «Гавриилиады», когда только вмешательство царя позволило избежать «сибирских красот».

На обороте последнего листка только что законченной повести «Метель» поэт написал: «19 октября сожжена Х песнь». Известно, что, прежде чем уничтожить рукопись Х главы, А. С. Пушкин на отдельном листке зашифровал начальные четверостишия четырнадцати строф и почти полный текст еще трех. Листок с зашифрованным текстом пролежал в столе поэта до трагических дней 1837 года, а после описания архива Жуковским и Дубельтом был передан в распоряжение душеприказчикам. К счастью, этот листок сохранился в архиве А. Н. Майкова и через 70 лет в 1910 году был частично расшифрован сначала Н. О. Морозовым, а затем дополнен С. М. Бонди.

Во всех послереволюционных изданиях А. С. Пушкина помещены начальные четверостишия 14-й строфы и почти полный текст еще трех. Достоверно известно, что до сожжения и после поэт не раз читал Х главу близким друзьям и знакомым. В пользу пушкинского авторства Х главы говорят отличное знание поэтом эпохи, внутренней и внешней политики России, а также информация, содержащая сведения о находке полного текста Х главы «Евгения Онегина» 26 ноября 1949 года. Нашел его в отделе рукописей ленинградской публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (Остафьевский архив) старший библиограф отдела, ученый-историк Даниил Натанович Альшиц. Официальная пушкинистика поспешила объявить его автором «фальшивки», хотя он всю свою долгую жизнь (1919–2013 гг.) категорически отрицал это. В свою очередь, смеем полагать, что весь «текст Альшица» целиком является пушкинским подлинником, застенографированным или запомненным кем-то из слышавших Х главу непосредственно от автора.

Павел Каплевич, известный экспериментатор и авантюрист, предложил написать оперу сожженной главы «Евгения Онегина» известному американскому композитору-симфонисту Игорю Райхельсону.

Потрясающая акустика зала, тонко понимающий и чувствующий зритель и слушатель, уникальность постановки и талантливое воплощение артистами – таков он «Евгений Онегин. Сожженная глава» в Большом зале Московской консерватории.

Материал и фото: News-w.org / Наталья Гавриленко

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)