24 августа были сыграны первые спектакли 101-го сезона Театра Маяковского. На родной Сцене на Сретенке показали премьеру прошлого сезона – постановку Филиппа Гуревича «Войцек», а на гастролях в Калининграде в рамках фестиваля «Балтийские сезоны» маяковцы сыграли спектакль «Бешеные деньги».
Накануне, 23 августа, состоялся сбор труппы 101-го сезона Театра Маяковского, на котором художественный руководитель Егор Перегудов и директор Театра Екатерина Лапшина рассказали о планах на сезон и поздравили юбиляров.
В этом году Театр входит в новый век своей истории. Не секрет, что большинство артистов, придя в «Маяковку» сразу по окончании института, остаются здесь на всю жизнь. Но так происходит не только с актерами: многие маяковцы, работники самых разных цехов, также остаются верны родному Театру и посвящают ему всю жизнь. На сборе труппы художественный руководитель Егор Перегудов и директор Театра Екатерина Лапшина поздравили всех сотрудников, которые в этом году отмечают юбилеи работы в Театре, а также заложили новую традицию, вручив памятные серебряные значки всем, кто служит в Театре 40 лет и более.
Энциклопедия Театра Маяковского
К своему вековому юбилею Театр Маяковского выпустил Энциклопедию, в которой собрана уникальная информация о знаковых постановках Театра за 100 лет. Художник издания Андрей Бондаренко, редактор Мария Мельниченко.
Традиция выпускать к юбилейному году Книгу была заложена еще в 1932 году, когда к 10-летнему юбилею был выпущен первый сборник статей о Театре Революции. Затем под редакцией В. Я. Дубровского были изданы монография к 50-летию театра, к 60-летию был выпущен словарь «Весь театр за 75 лет», была написана также книга «Театр имени Вл. Маяковского. 80 лет. Спектакли». И конечно, когда встал вопрос о необходимости продолжения традиции — издании книги к 100-летию театра — огромный многолетний опыт Дубровского не мог не стать той основой, которую мы имели счастье и честь дополнить. Наша книга вобрала в себя все предыдущие издания, посвященные театру, а также статьи современников и воспоминания артистов. Сохранив основную форму — посвящение спектаклям, мы вместе с тем постарались в коротких цитатах хотя бы частично отразить время и условия их создания.
За 100 лет в театре было выпущено более 360 спектаклей, и это издание — попытка восстановить имена тех, кто на протяжении века создавал театр.
101-Й СЕЗОН ТЕАТРА МАЯКОВСКОГО
На этот раз Сбор труппы проходит на Сцене на Сретенке, поскольку в историческом здании на Б.Никитской идут ремонтные работы. Откроется Основная сцена 10 сентября, чтобы во всем великолепии принять зрителей на спектакле «Любовь по Маркесу» к юбилею И.М.Костолевского.
Празднование еще одного юбилея. 1 октября на Основной сцене зрителей ждет творческий вечер народной артистки России Ольги Евгеньевны Прокофьевой.
ГАСТРОЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
В прошлом сезоне Маяковцы задали высокую планку, сыграв на гастролях целых 26 спектаклей! В этом году Театр вновь ждет насыщенная гастрольная жизнь. Сразу после сбора труппы часть труппы отправилась в Калининград, где в рамках фестиваля «Балтийские сезоны» и программы «Большие гастроли» будут сыграны спектакли «Бешеные деньги» и «Русский роман». Далее «Маяковка» посетит с гастролями Ульяновск, Астрахань, Липецк, Череповец и Салехард.
6 НОВЫХ АРТИСТОВ
В этом году труппу Театра Маяковского пополнили 6 молодых артистов: Анна Лобоцкая и Мамука Патарава (выпускники Театрального Института имени Бориса Щукина, Мастерская Анны Дубровской), Алена Васина, Олег Сапиро и Никита Языков (выпускники Школы-студии МХАТ, Мастерская Марины Брусникиной и Сергея Щедрина), а также Кира Насонова (выпускница Высшей школы сценических искусств К. А. Райкина, Мастерская Александра Коручекова).
ПРЕМЬЕРЫ 2023-2024
СПЕКТАКЛИ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
29 октября 2023 года
Основная сцена Театра Маяковского
«ЛЕС» А.Островского в постановке Егора Перегудова
Премьера в день рождения Театра Маяковского. Спектакль приурочен к празднованию 200-летия со дня рождения А.Н.Островского и 100-летию постановки Вс.Э. Мейерхольда «Доходное место». Имя Островского – одно из самых постоянных на афише Театра им. Вл.Маяковского: «Лес» станет восьмым спектаклем великого драматурга в текущем репертуаре «Маяковки». Первой же постановкой по Островскому на этой сцене была комедия «Доходное место», которую главный режиссер Театра Революции (ныне Театра Маяковского) Вс.Э.Мейерхольд осуществил ровно 100 лет назад – премьера состоялась в 1923 году. Спектакль стал настоящей «классикой» театра ХХ века.
На этот раз 200-летие А.Н.Островского в Театре Маяковского отметят постановкой комедии «Лес», в которой будут задействованы несколько поколений артистов «Маяковки»: как молодые, недавно принятые в труппу актеры, так и именитые мастера сцены. Среди исполнителей главных ролей Анна Ардова, Вячеслав Ковалев, Дарья Повереннова, Сергей Удовик. За сценическое оформление будущей премьеры отвечает народный художник России, главный художник Театра Маяковского Владимир Арефьев.
Апрель 2024 года
Основная сцена Театра Маяковского
«СИМОН»
роман Наринэ Абгарян в постановке Дениса Хусниярова, художник - Семен Пастух, драматург Ирина Васьковская.
Май 2024 года
Основная сцена Театра Маяковского
«БАГДАДСКИЙ ВОР И ЧЕРНАЯ МАГИЯ»
Семейный музыкальный спектакль на музыку Давида Тухманова и стихи Юрия Энтина, режиссер Егор Перегудов.
Параллельно с «Багдадским вором» в феврале начнутся репетиции спектакля Егора Перегудова «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Премьера запланирована на осень 2024 года.
Премьеры на Малой сцене:
Сентябрь 2023 года, Малая сцена
«МЕРА ЗА МЕРУ» У. Шекспира, режиссер Александр Золотовицкий (спектакль вырос из Лаборатории игрового театра).
Режиссёр Александр Золотовицкий, недавний выпускник режиссёрской мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе, представит на Малой сцене пьесу Шекспира «Мера за меру». Создатели определяют жанр как «антикомедия» и идут по пути исследования границы рационального и животного в человеке, констатируя победу последнего. В спектакле много дерзкой живой музыки, гротесково-клоунадного начала и площадного юмора, сближающего Шекспира с газетными заголовками сегодняшнего дня.
Осень-зима 2023, Малая сцена
«ГАБРИЭЛЕ» Фаусто Паравидино
Режиссер Сергей Тонышев представит спектакль по одноименной пьесе современного итальянского драматурга Фаусто Паравидино. Спектакль вырос из проекта «Безграничные читки».
Весна 2024, Малая сцена
«СНЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Петр Айду представит свой экспериментальный спектакль по произведениям русской классики.
«Cпектакль, в котором пересекаются сцены и персонажи из разных литературных миров: от Пушкина до Шукшина. Они сопоставлены бессюжетно, как в сновидении, но в этом странном сочетании приобретают новое значение, предстают в другом освещении. Однако главное изобретение спектакля - это его жанр. Можно назвать его аудио-спектаклем, но это не объяснит суть его концепции. Если попытаться объяснить кратко и по делу, то "Сны русской литературы" - это радиоспектакль, имеющий пространственное звучание и исполняемый вживую в данном конкретном помещении. Визуальное полностью подчинено здесь аудиальному, все элементы декорации, реквизит и действия артистов имеют строго звуковую функцию. Мы соединяем в этой работе достижения саунд-дизайна кино, старинной театральной шумовой машинерии, радиотеатра и саунд-арта» (Петр Айду).
Осень 2024, Малая сцена
«ДЯДЯ ВАНЯ» А. П. Чехова
В январе начнутся репетиции спектакля «Дядя Ваня» по пьесе А.П. Чехова в постановке Ю.В.Иоффе.
Премьеры Сцены на Сретенке:
30 сентября 2023 года на Сцене на Сретенке
А.П.Чехов «ПАЛАТА №6», режиссер Евгений Закиров
Режиссёр Евгений Закиров отказывается от расхожей эстетики сумасшествия и главными мотивами делает экзистенциальный кризис слабого интеллигентного героя, заблудившегося в щемящей абсурдности русского мироустройства. В спектакле много философии, неспешной лирики, абсурдного юмора и трагедия, обычная у Чехова: когда могло случиться чудо, а случилась нелепость - и погубила человека.
16, 17 декабря 2023 года на Сцене на Сретенке
«ДРУГАЯ СКАЗКА», режиссер Сергей Урсуляк
Постановка станет дебютом известного кинорежиссера, лауреата Государственной премии России на театральной сцене. Пьеса написана самим Сергеем Владимировичем по произведениям Евгения Шварца.
Март 2024 на Сцене на Сретенке
У.Шекспир «ВИНДЗОРСКИЕ НАСМЕШНИЦЫ»
Режиссер Владимир Данай (спектакль вырос из Лаборатории игрового театра)
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Молодёжная программа Театра Маяковского
Главным спецпроектом сезона станет Молодёжная программа Театра Маяковского на Сцене на Сретенке под руководством режиссера Дмитрия Крестьянкина. Предметом исследования и сценического эксперимента с подростками выбраны такие направления современного театра как: класс-акт; форум-театр; перформанс. В сотрудничестве с театральными педагогами, опытными драматургами, театроведами разные группы подростков будут писать пьесы о том, что по-настоящему важно для них; учиться проживать травматичные ситуации с помощью игровых моделей на сцене; исследовать границы собственного тела и «я-высказывания» через телесные перформативные практики. После лекций и мастер-классов каждый блок завершится показами эскизов, которые могут перерасти в подростковый репертуар Сцены на Сретенке.
Откроется спецпроект 16, 17 сентября гастрольными показами спектакля «Квадрат» созданного Дмитрием Крестьянкиным «Плохого театра» из Санкт-Петербурга. А финалом годовой программы станет премьера постановки в жанре «рок-концерт» того же Крестьянкина о 2000-х годах.
Куратор программы Мила Денева.
«Безграничные читки»
В прошлом сезоне пять молодых режиссеров представили читки современных зарубежных пьес, формирующих текущий репертуар Норвегии, Швейцарии, Франции, Германии, Англии. В грядущем сезоне продолжат свою работу над пьесами современных авторов режиссеры Ирина Васильева и Сергей Тонышев. Ирина Васильева продолжит работать над пьесой авангардного израильского драматурга Майи Арады Ясур «Амстердам», а Сергей Тонышев – над текстом «Габриеле» итальянского автора Фаусто Паравидино.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева
Фото: Александр Иванишин
Накануне, 23 августа, состоялся сбор труппы 101-го сезона Театра Маяковского, на котором художественный руководитель Егор Перегудов и директор Театра Екатерина Лапшина рассказали о планах на сезон и поздравили юбиляров.
В этом году Театр входит в новый век своей истории. Не секрет, что большинство артистов, придя в «Маяковку» сразу по окончании института, остаются здесь на всю жизнь. Но так происходит не только с актерами: многие маяковцы, работники самых разных цехов, также остаются верны родному Театру и посвящают ему всю жизнь. На сборе труппы художественный руководитель Егор Перегудов и директор Театра Екатерина Лапшина поздравили всех сотрудников, которые в этом году отмечают юбилеи работы в Театре, а также заложили новую традицию, вручив памятные серебряные значки всем, кто служит в Театре 40 лет и более.
Энциклопедия Театра Маяковского
К своему вековому юбилею Театр Маяковского выпустил Энциклопедию, в которой собрана уникальная информация о знаковых постановках Театра за 100 лет. Художник издания Андрей Бондаренко, редактор Мария Мельниченко.
Традиция выпускать к юбилейному году Книгу была заложена еще в 1932 году, когда к 10-летнему юбилею был выпущен первый сборник статей о Театре Революции. Затем под редакцией В. Я. Дубровского были изданы монография к 50-летию театра, к 60-летию был выпущен словарь «Весь театр за 75 лет», была написана также книга «Театр имени Вл. Маяковского. 80 лет. Спектакли». И конечно, когда встал вопрос о необходимости продолжения традиции — издании книги к 100-летию театра — огромный многолетний опыт Дубровского не мог не стать той основой, которую мы имели счастье и честь дополнить. Наша книга вобрала в себя все предыдущие издания, посвященные театру, а также статьи современников и воспоминания артистов. Сохранив основную форму — посвящение спектаклям, мы вместе с тем постарались в коротких цитатах хотя бы частично отразить время и условия их создания.
За 100 лет в театре было выпущено более 360 спектаклей, и это издание — попытка восстановить имена тех, кто на протяжении века создавал театр.
101-Й СЕЗОН ТЕАТРА МАЯКОВСКОГО
На этот раз Сбор труппы проходит на Сцене на Сретенке, поскольку в историческом здании на Б.Никитской идут ремонтные работы. Откроется Основная сцена 10 сентября, чтобы во всем великолепии принять зрителей на спектакле «Любовь по Маркесу» к юбилею И.М.Костолевского.
Празднование еще одного юбилея. 1 октября на Основной сцене зрителей ждет творческий вечер народной артистки России Ольги Евгеньевны Прокофьевой.
ГАСТРОЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
В прошлом сезоне Маяковцы задали высокую планку, сыграв на гастролях целых 26 спектаклей! В этом году Театр вновь ждет насыщенная гастрольная жизнь. Сразу после сбора труппы часть труппы отправилась в Калининград, где в рамках фестиваля «Балтийские сезоны» и программы «Большие гастроли» будут сыграны спектакли «Бешеные деньги» и «Русский роман». Далее «Маяковка» посетит с гастролями Ульяновск, Астрахань, Липецк, Череповец и Салехард.
6 НОВЫХ АРТИСТОВ
В этом году труппу Театра Маяковского пополнили 6 молодых артистов: Анна Лобоцкая и Мамука Патарава (выпускники Театрального Института имени Бориса Щукина, Мастерская Анны Дубровской), Алена Васина, Олег Сапиро и Никита Языков (выпускники Школы-студии МХАТ, Мастерская Марины Брусникиной и Сергея Щедрина), а также Кира Насонова (выпускница Высшей школы сценических искусств К. А. Райкина, Мастерская Александра Коручекова).
ПРЕМЬЕРЫ 2023-2024
СПЕКТАКЛИ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
29 октября 2023 года
Основная сцена Театра Маяковского
«ЛЕС» А.Островского в постановке Егора Перегудова
Премьера в день рождения Театра Маяковского. Спектакль приурочен к празднованию 200-летия со дня рождения А.Н.Островского и 100-летию постановки Вс.Э. Мейерхольда «Доходное место». Имя Островского – одно из самых постоянных на афише Театра им. Вл.Маяковского: «Лес» станет восьмым спектаклем великого драматурга в текущем репертуаре «Маяковки». Первой же постановкой по Островскому на этой сцене была комедия «Доходное место», которую главный режиссер Театра Революции (ныне Театра Маяковского) Вс.Э.Мейерхольд осуществил ровно 100 лет назад – премьера состоялась в 1923 году. Спектакль стал настоящей «классикой» театра ХХ века.
На этот раз 200-летие А.Н.Островского в Театре Маяковского отметят постановкой комедии «Лес», в которой будут задействованы несколько поколений артистов «Маяковки»: как молодые, недавно принятые в труппу актеры, так и именитые мастера сцены. Среди исполнителей главных ролей Анна Ардова, Вячеслав Ковалев, Дарья Повереннова, Сергей Удовик. За сценическое оформление будущей премьеры отвечает народный художник России, главный художник Театра Маяковского Владимир Арефьев.
Апрель 2024 года
Основная сцена Театра Маяковского
«СИМОН»
роман Наринэ Абгарян в постановке Дениса Хусниярова, художник - Семен Пастух, драматург Ирина Васьковская.
Май 2024 года
Основная сцена Театра Маяковского
«БАГДАДСКИЙ ВОР И ЧЕРНАЯ МАГИЯ»
Семейный музыкальный спектакль на музыку Давида Тухманова и стихи Юрия Энтина, режиссер Егор Перегудов.
Параллельно с «Багдадским вором» в феврале начнутся репетиции спектакля Егора Перегудова «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Премьера запланирована на осень 2024 года.
Премьеры на Малой сцене:
Сентябрь 2023 года, Малая сцена
«МЕРА ЗА МЕРУ» У. Шекспира, режиссер Александр Золотовицкий (спектакль вырос из Лаборатории игрового театра).
Режиссёр Александр Золотовицкий, недавний выпускник режиссёрской мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе, представит на Малой сцене пьесу Шекспира «Мера за меру». Создатели определяют жанр как «антикомедия» и идут по пути исследования границы рационального и животного в человеке, констатируя победу последнего. В спектакле много дерзкой живой музыки, гротесково-клоунадного начала и площадного юмора, сближающего Шекспира с газетными заголовками сегодняшнего дня.
Осень-зима 2023, Малая сцена
«ГАБРИЭЛЕ» Фаусто Паравидино
Режиссер Сергей Тонышев представит спектакль по одноименной пьесе современного итальянского драматурга Фаусто Паравидино. Спектакль вырос из проекта «Безграничные читки».
Весна 2024, Малая сцена
«СНЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Петр Айду представит свой экспериментальный спектакль по произведениям русской классики.
«Cпектакль, в котором пересекаются сцены и персонажи из разных литературных миров: от Пушкина до Шукшина. Они сопоставлены бессюжетно, как в сновидении, но в этом странном сочетании приобретают новое значение, предстают в другом освещении. Однако главное изобретение спектакля - это его жанр. Можно назвать его аудио-спектаклем, но это не объяснит суть его концепции. Если попытаться объяснить кратко и по делу, то "Сны русской литературы" - это радиоспектакль, имеющий пространственное звучание и исполняемый вживую в данном конкретном помещении. Визуальное полностью подчинено здесь аудиальному, все элементы декорации, реквизит и действия артистов имеют строго звуковую функцию. Мы соединяем в этой работе достижения саунд-дизайна кино, старинной театральной шумовой машинерии, радиотеатра и саунд-арта» (Петр Айду).
Осень 2024, Малая сцена
«ДЯДЯ ВАНЯ» А. П. Чехова
В январе начнутся репетиции спектакля «Дядя Ваня» по пьесе А.П. Чехова в постановке Ю.В.Иоффе.
Премьеры Сцены на Сретенке:
30 сентября 2023 года на Сцене на Сретенке
А.П.Чехов «ПАЛАТА №6», режиссер Евгений Закиров
Режиссёр Евгений Закиров отказывается от расхожей эстетики сумасшествия и главными мотивами делает экзистенциальный кризис слабого интеллигентного героя, заблудившегося в щемящей абсурдности русского мироустройства. В спектакле много философии, неспешной лирики, абсурдного юмора и трагедия, обычная у Чехова: когда могло случиться чудо, а случилась нелепость - и погубила человека.
16, 17 декабря 2023 года на Сцене на Сретенке
«ДРУГАЯ СКАЗКА», режиссер Сергей Урсуляк
Постановка станет дебютом известного кинорежиссера, лауреата Государственной премии России на театральной сцене. Пьеса написана самим Сергеем Владимировичем по произведениям Евгения Шварца.
Март 2024 на Сцене на Сретенке
У.Шекспир «ВИНДЗОРСКИЕ НАСМЕШНИЦЫ»
Режиссер Владимир Данай (спектакль вырос из Лаборатории игрового театра)
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Молодёжная программа Театра Маяковского
Главным спецпроектом сезона станет Молодёжная программа Театра Маяковского на Сцене на Сретенке под руководством режиссера Дмитрия Крестьянкина. Предметом исследования и сценического эксперимента с подростками выбраны такие направления современного театра как: класс-акт; форум-театр; перформанс. В сотрудничестве с театральными педагогами, опытными драматургами, театроведами разные группы подростков будут писать пьесы о том, что по-настоящему важно для них; учиться проживать травматичные ситуации с помощью игровых моделей на сцене; исследовать границы собственного тела и «я-высказывания» через телесные перформативные практики. После лекций и мастер-классов каждый блок завершится показами эскизов, которые могут перерасти в подростковый репертуар Сцены на Сретенке.
Откроется спецпроект 16, 17 сентября гастрольными показами спектакля «Квадрат» созданного Дмитрием Крестьянкиным «Плохого театра» из Санкт-Петербурга. А финалом годовой программы станет премьера постановки в жанре «рок-концерт» того же Крестьянкина о 2000-х годах.
Куратор программы Мила Денева.
«Безграничные читки»
В прошлом сезоне пять молодых режиссеров представили читки современных зарубежных пьес, формирующих текущий репертуар Норвегии, Швейцарии, Франции, Германии, Англии. В грядущем сезоне продолжат свою работу над пьесами современных авторов режиссеры Ирина Васильева и Сергей Тонышев. Ирина Васильева продолжит работать над пьесой авангардного израильского драматурга Майи Арады Ясур «Амстердам», а Сергей Тонышев – над текстом «Габриеле» итальянского автора Фаусто Паравидино.
Материал: News-w.org / Светлана Юрьева
Фото: Александр Иванишин
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)