![«Отвергнутые шедевры» в Третьяковке](/uploads/posts/2021-09/thumbs/1631820354_img_6569.jpg)
Для проекта «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» отобрано 20 наиболее «громких» произведений в истории русского искусства. Идея проекта — показать, как были встречены эти полотна современниками и как менялись эстетические представления и предпочтения спустя годы. Впервые появившись на публике и оказавшись в орбите обсуждений профессионального сообщества, картины вызывали не только дискуссии и споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до цензурных запретов к показу, снятия с выставок и изъятия из каталогов. Сегодня без них непредставима постоянная экспозиция одного из главных музеев страны.
Сегодняшнему зрителю нелегко вообразить, что непозволительного современники находили в полотнах, которые стали гордостью коллекции. Чем могла раздражать «Боярыня Морозова» Сурикова или «Березовая роща» Куинджи, что возмущало в произведении «После побоища…» Васнецова, почему сняли с выставки «Сельский крестный ход на Пасхе» Перова и запретили экспонировать картину «Иван Грозный и сын его Иван…» Репина. Поиск ответов на поставленные вопросы — главная задача проекта.
На протяжении всей своей собирательской деятельности Третьяков приобретал вещи спорные, эпатировавшие зрителей, вызывавшие дискуссии в художественном мире. Он безбоязненно покупал работы, которые не находили одобрения среди людей, причастных к искусству, пользовавшихся авторитетом.
Современники критиковали Третьякова за отсутствие «правильного выбора», не одобряли многие его покупки. Их нападки, по сегодняшним меркам, не выдерживают критики, настолько дальновидными оказались воззрения и тактика коллекционера. Третьяков не раз писал, что непредвзятую оценку его коллекции смогут дать лишь последующие поколения, потому что истинным судьей станет время.
Из 20 полотен, включенных в состав проекта, три были написаны при жизни коллекционера, но не куплены им. Например, картины «Неизвестная» Крамского и «Принцесса Грёза» Врубеля представлены на выставке как произведения, отвергнутые в том числе и Третьяковым, — дабы раскрыть многосложность художественной жизни той поры.
Отобранные для этого проекта картины отмечают высшие достижения отечественного искусства XIX–ХХ столетий: сегодня понятно, что их отторгали и обличали за новизну приемов и смыслов. Они представляют не разрозненную группу изначально отвергнутых картин, но ядро коллекции Третьякова, выявляют важные интенции эпохи. Они выдержали испытание временем, завоевав безусловное признание специалистов и зрителей, и уже много десятилетий неотделимы от образа Третьяковской галереи — крупнейшего музея национального искусства.
Каждая картина на выставке - это бесспорный шедевр русского искусства XIX-ХХ столетий. Без них сегодня просто невозможно представить себе Третьяковскую галерею, а соответственно и нашу жизнь.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820352_img_6354.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820353_img_6363.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820353_img_6391.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820353_img_6422.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820353_img_6434.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820353_img_6447.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820353_img_6450.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820354_img_6453.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820354_img_6498.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820354_img_6507.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820354_img_6526.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820354_img_6531.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820354_img_6535.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820354_img_6564.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820354_img_6569.jpg)
![](/uploads/posts/2021-09/medium/1631820355_img_6572.jpg)
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (0)