Московский государственный академический симфонический оркестр продолжает цикл концертов в Зале Зарядье исполнением масштабных произведений мировой музыкальной культуры. В первом отделении программы 25 октября прозвучал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена в исполнении Андрея Коробейникова.
Третий концерт был написан в очень плодотворный для композитора период жизни: за восемь лет Бетховен сочинил и частью издал более полутораста произведений. Внутри композитора бурлили страсти - мрачная подавленность от страшного диагноза глухоты и пламенный протест против неё, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда деятельной жизни. Концерт был впервые исполнен самим автором в Венском театре в 1803 г. У Бетховена не хватило времени записать партию фортепиано, композитор играл наизусть, смотря на чистые листы нотной бумаги. Партию фортепиано автор записал уже после премьеры.
Бетховен говорил: «Обычно, когда я пишу, даже инструментальную музыку, у меня перед глазами весь замысел целиком. У меня нет привычки поправлять мои сочинения (уже законченные). Я этого никогда не делал, ибо глубоко убежден, что всякое частичное исправление искажает общий характер произведения».
Дирижёр Артём Абашев: «Мы сделали всё, чтобы программа 25 октября была зрелищной и неординарной, интересной для публики. И Третий Концерт Бетховена, и сюита «Планеты» Холста – не так часто исполняемые сочинения. Для любого музыканта имя Бетховена – одно из ключевых в музыкальной литературе. Этот человек и композитор является для меня одним из учителей. Бетховен и сохранял традиции, и реформировал современное музыкальное пространство, и всё время экспериментировал, не останавливаясь на достигнутом. Для этого нужно быть смелым, а Бетховен был одним из самых смелых пианистов и дирижеров своего времени. Третий Концерт был написан в период сильных переживаний и осознания композитором страшного диагноза наступающей глухоты. Что касается сюиты Холста «Планеты», это – огромный состав оркестра, орган, хоры... Как правило все это создает трудности для исполнения, но я очень рад, что МГАСО, Зал Зарядье и я – мы сошлись на этой программе, которая является неординарной для публики в концертном зале и вообще для жителей мегаполиса».
Во втором отделении концерта прозвучало одно из самых необычных симфонических произведений мировой музыкальной культуры – сюита "Планеты" английского композитора Густава Холста. Холст создал свой стиль композиции, основанный на традициях позднего романтизма, близкий к музыке Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса.
По мнению композитора каждой из планет присущ собственный астрологический (а не астрономический) характер, который он постарался выразить в музыке. Среди планет нет Земли, но есть «Марс, вестник войны», «Венера, вестник мира», «Меркурий, крылатый посланник», «Юпитер, приносящий радость», «Сатурн, вестник старости», «Уран, волшебник», «Нептун, мистик».
Сам Густав Холст пояснял слушателям: «Музыка, будучи тождественна небесам, не является предметом сиюминутных ощущений, и даже не ежечасных. Это условие вечности. Огромность Вселенной, открытая наукой, не может быть легко воспринята человеческим мозгом, но музыка планет позволяет разуму обрести некоторое представление о необъятности космоса там, где рациональное понимание терпит неудачу».
Написанная во время Первой мировой войны в эпоху потрясений Сюита подводит к мысли о бренности земного и открывает воображению новые миры. Премьера сюиты прошла в 1918 г. после окончания войны. Произведение Холста оказало огромное влияние на плеяду английских композиторов - Эдмунда Руббра, Майкла Типпета и Бенджамина Бриттена. Изначально написанное в транскрипции для двух фортепиано и органа, сочинение породило ряд адаптаций для камерных составов. Впоследствии сюита стала любима рок-группами, к ней обращались музыканты самых разных течений - от Фрэнка Заппы, King Crimson, Led Zeppelin, Yes до представителей андерграунда. «Планеты» стали источником вдохновения и для создателей саундтреков, в частности, Ханс Циммер использовал мелодию «Марса, вестника войны» как основу для саундтрека к фильму «Гладиатор».
В программе вечера в «Зарядье» также принял участие Хор студентов Академии хорового искусства им.В.С.Попова.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова.
Фото – Сергей Прокудин-Лемешев.
Третий концерт был написан в очень плодотворный для композитора период жизни: за восемь лет Бетховен сочинил и частью издал более полутораста произведений. Внутри композитора бурлили страсти - мрачная подавленность от страшного диагноза глухоты и пламенный протест против неё, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда деятельной жизни. Концерт был впервые исполнен самим автором в Венском театре в 1803 г. У Бетховена не хватило времени записать партию фортепиано, композитор играл наизусть, смотря на чистые листы нотной бумаги. Партию фортепиано автор записал уже после премьеры.
Бетховен говорил: «Обычно, когда я пишу, даже инструментальную музыку, у меня перед глазами весь замысел целиком. У меня нет привычки поправлять мои сочинения (уже законченные). Я этого никогда не делал, ибо глубоко убежден, что всякое частичное исправление искажает общий характер произведения».
Дирижёр Артём Абашев: «Мы сделали всё, чтобы программа 25 октября была зрелищной и неординарной, интересной для публики. И Третий Концерт Бетховена, и сюита «Планеты» Холста – не так часто исполняемые сочинения. Для любого музыканта имя Бетховена – одно из ключевых в музыкальной литературе. Этот человек и композитор является для меня одним из учителей. Бетховен и сохранял традиции, и реформировал современное музыкальное пространство, и всё время экспериментировал, не останавливаясь на достигнутом. Для этого нужно быть смелым, а Бетховен был одним из самых смелых пианистов и дирижеров своего времени. Третий Концерт был написан в период сильных переживаний и осознания композитором страшного диагноза наступающей глухоты. Что касается сюиты Холста «Планеты», это – огромный состав оркестра, орган, хоры... Как правило все это создает трудности для исполнения, но я очень рад, что МГАСО, Зал Зарядье и я – мы сошлись на этой программе, которая является неординарной для публики в концертном зале и вообще для жителей мегаполиса».
Во втором отделении концерта прозвучало одно из самых необычных симфонических произведений мировой музыкальной культуры – сюита "Планеты" английского композитора Густава Холста. Холст создал свой стиль композиции, основанный на традициях позднего романтизма, близкий к музыке Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса.
По мнению композитора каждой из планет присущ собственный астрологический (а не астрономический) характер, который он постарался выразить в музыке. Среди планет нет Земли, но есть «Марс, вестник войны», «Венера, вестник мира», «Меркурий, крылатый посланник», «Юпитер, приносящий радость», «Сатурн, вестник старости», «Уран, волшебник», «Нептун, мистик».
Сам Густав Холст пояснял слушателям: «Музыка, будучи тождественна небесам, не является предметом сиюминутных ощущений, и даже не ежечасных. Это условие вечности. Огромность Вселенной, открытая наукой, не может быть легко воспринята человеческим мозгом, но музыка планет позволяет разуму обрести некоторое представление о необъятности космоса там, где рациональное понимание терпит неудачу».
Написанная во время Первой мировой войны в эпоху потрясений Сюита подводит к мысли о бренности земного и открывает воображению новые миры. Премьера сюиты прошла в 1918 г. после окончания войны. Произведение Холста оказало огромное влияние на плеяду английских композиторов - Эдмунда Руббра, Майкла Типпета и Бенджамина Бриттена. Изначально написанное в транскрипции для двух фортепиано и органа, сочинение породило ряд адаптаций для камерных составов. Впоследствии сюита стала любима рок-группами, к ней обращались музыканты самых разных течений - от Фрэнка Заппы, King Crimson, Led Zeppelin, Yes до представителей андерграунда. «Планеты» стали источником вдохновения и для создателей саундтреков, в частности, Ханс Циммер использовал мелодию «Марса, вестника войны» как основу для саундтрека к фильму «Гладиатор».
В программе вечера в «Зарядье» также принял участие Хор студентов Академии хорового искусства им.В.С.Попова.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова.
Фото – Сергей Прокудин-Лемешев.
Обсудить
Читайте также:
23 октябрь 2024, Среда
Московский государственный академический симфонический оркестр Художественный руководитель – Иван Никифорчин
06 сентябрь 2023, Среда
МГАСО в Зарядье Открытие цикла концертов МГАСО в Зале Зарядье 12 сентября, 19:00
Комментарии (0)