
Премьере предшествовало интерактивное начало спектакля в Фойе С. Зимина – «Ночной венецианский карнавал» с музыкой Респиги и Генделя «создал дополнительный смысловой пласт» перед показом самой оперы.
Произведение, созданное 20-летним композитором сразу после окончания консерватории, которое никогда не исполняли при его жизни, уже окрестили «музыкальным триллером».
Постановку подготовил режиссер Илья Ильин. Дирижером выступает Валерий Кирьянов, художником-постановщиком — Ростислав Протасов, хормейстером — Евгений Ильин, хореографом — Ксения Лисанская. Партию Маддалены исполняют Юлия Ситникова, Ольга Толкмит и Галина Барош; её супруга Дженаро — Даниил Гаркунов, Давид Посулихин и Виталий Серебряков; её любовника Стеньо — Елисей Лаптев, Дмитрий Янковский и Константин Бржинский.
Одно действие в четырех картинах: либретто создано Прокофьевым по пьесе Магды Ливен-Орловой. Партитура «Маддалены» была найдена в 1954 году в архиве в Париже. Премьера в «Геликоне» приурочена к 135-летию со дня рождения Прокофьева, которое отметят в 2026 году.
Драматическая напряженность, психологическая глубина и совершенно уникальный музыкальный язык – это и есть «Маддалена» Сергея Прокофьева, где «юношеский максимализм соседствует с поразительной зрелостью композиторского мышления».
Дирижер Валерий Кирьянов мастерски «раскрывает оркестровую палитру партитуры, где каждая тема – как штрих к портрету эпохи Возрождения». «Вишенка на торте» постановки - сцены с карнавальными элементами, где «музыкальная ткань напоминает венецианское кружево XV века».
Уникальная классика Белоколонного зала причудливым образом «переплетается с авангардными видеоинсталляциями» Александра Андронова. Произведению, в котором границы реальности и фантасмагории практически стёрты, два начала несводимые друг к другу идеально «ложатся» и на либретто и на голоса и на суть оперы.
Художественный руководитель Дмитрий Бертман вместе с режиссером Ильей Ильиным создали постановку, которая «не только восстанавливает историческую справедливость, но и открывает новое измерение в творческом наследии Прокофьева».
«Эта опера – настоящий детектив человеческих страстей, где каждый аккорд и каждая сценическая деталь работают на раскрытие главной загадки: кто же такая Маддалена? Жертва обстоятельств или расчетливая манипуляторша? Ангел или демон?» - таков комментарий после пресс-показа от моей коллеги, истинной театралки и приверженки «Геликон-оперы».
И если зритель, прослушав оперу, найдет ответы на вышеуказанные вопросы, значит геликоновцы вновь «попали в самое яблочко», впрочем – у них всегда так.
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш и Анна Духон
Фото: News-w.org / Сергей Виноградов