
Чуть больше года назад на сборе труппы новый худрук легендарного театра Женовач напомнил, что Московский Художественный театр связан не только с именем Чехова, но и Булгакова. Именно поэтому первой премьерой нового руководителя и стал «Бег. Сны» по произведениям классика российской прозы.
Пред премьерный показ для прессы собрал внушительную аудиторию телевизионщиков, фотографов и журналистов. Три части постановки плюс общение с режиссером и исполнителем роли Хлудова – такое театральное «меню» было предложено представителям СМИ накануне, можно сказать «исторической», премьеры в театре Камергерского переулка.
Пьеса «Бег» была написана Булгаковым специально для мхатовской сцены в конце 1920-х. Но Сталин назвал ее антисоветской, несмотря на то, что Максим Горький отчаянно боролся за постановку произведения на сцене лучшего театра страны. «Бег» впервые был поставлен только после смерти вождя в 1957 году на сцене Сталинградского драматического театра имени Горького. И вот впервые замысел Булгакова воплощен в театре, для которого автор и писал пьесу.
Для самого худрука МХТ имени Чехова Михаил Афанасьевич является одним из любимых писателей. Женовач уже поставил спектакли по «Белой гвардии», по «Запискам покойника» и «Мастеру и Маргарите». Как и в пьесе «Бег», рассказывающей историю людей, живущих на сломе эпох, так и сейчас в театре – идет «притирка» нового руководителя с коллективом и артистами.
«Бег» - постановка масштабная: Россия, Париж, Стамбул. Но на сцене все происходит на перроне, придуманном Александром Боровским. Именно железнодорожный вокзал и является главным действующим «лицом» постановки. Перрон формирует и эстетику , и сценографию и главную метафору спектакля. Герои спектакля нигде не могут обрести себя, они просто бегут по кругу. «Тараканьи бега» из живых людей в одной из сцен – квинтэссенция постановки Женовача. В финале каждый из героев хочет забыть весь этот «бег» как страшный сон, но далеко не каждому это удается.
Виселица, которая становится распятием, прекращает этот «бег», в котором живые и мертвые на одной «платформе». Трагизм времени, перипетии жизни и несправедливость смерти с блеском воплощает великолепный актерский состав: Анатолий Белый, Ирина Пегова, Михаил Пореченков, Яна Гладких, Артем Быстров, Андрей Бурковский, Мария Карпова, Игорь Верник, Евгений Сытий и другие.
«И образ действия, и место действия – все перепутано в «Беге». В основном это платформа, на которой Хлудов творит свои бесчинства, на которой он находится. Это отправная точка. Это пространство - оно вертится, оно кружится, оно ломается и переворачивается… Это когда люди теряют корни, когда люди теряют прошлое, когда нет настоящего и нет будущего, и идет осмысление - ради чего жить, в чем искать опору в этой жизни. И каждый человек отвечает по-своему. Потому что жить без Отечества и без корней невозможно», - отметил режиссер Сергей Женовач на после просмотровом общении с прессой.
Образ Хлудова в исполнении Анатолия Белого – это и есть центр «бега по кругу». Он кричит, мечется, командует, плачет, покрывается испариной, шепчет, философствует, сходит с ума от безысходности и бессилия перед переворачивающимся миром.
«Тогда (в «Белой гвардии» Женовача по тому же Булгакову – прим. автора) мы говорили про общность людей, поставленных в невыносимые условия. И все репетиции были поставлены на то, чтобы создать ансамбль индивидуальностей. Здесь то же самое, но, как говорит мой персонаж, «каждый сам по себе, в рассыпную… кончено!» Речь идет об одиноких людях, которые волею судеб должны быть вместе», - объяснил свое видение постановки журналистам актер Анатолий Белый.
За два с половиной часа герои и зрители переживают слом эпохи, гениально описанный Мастером - Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, и воплощенный на сцене Сергеем Женовачом и его труппой.
Материал: News-w.org / Владимир Сабадаш
Фото: News-w.org / Владимир Голиков.






























Обсудить
Комментарии (0)