19 октябрь 2018, Пятница
130
0
Марсель Бротарс в Музее «Гараж»Марсель Бротарс в Музее «Гараж»Суперсовременный, уникальный в своем роде, расположенный в любимом месте прогулок москвичей Парке Горького и обладающие славой самого гостеприимного культурного пространства столицы – Музей «Гараж» представил выставку Марселя Бротарса

На выставке «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» москвичи и гости столицы знакомятся с такими знаковыми произведениями художника, как «Музей современного искусства, отдел орлов» и «Декоры». Всего же в Музее «Гараж» представлено более 80 работ художника. Путешествия по залам и этажам экспозиции погружаешься в концептуальный мир известного и уникального художника. Ассоциации и образы, которыми «угощает» посетителей автор - глубоки, ироничны, современны и иногда не понятны. Но на то оно и искусство, на то и авторский взгляд, чтобы переплетение в экспонатах заставляло задумываться и задавать вопросы.

К выставке бельгийского концептуалиста Марселя Бротарса сотрудники отдела инклюзивных программ Музея «Гараж» подготовили дидактические материалы. Эти материалы помогут разобраться в жанрах и форме произведений Марселя Бротарса — художника, который ставил под вопрос такие, казалось бы, очевидные понятия, как подпись художника, авторство, традиционные выставочные форматы, художественные движения и механизмы работы арт-институций.

Марсель Бротарс родился в Брюсселе в 1924 году. До сорока лет Марсель Бротарс был непризнанным поэтом, который зарабатывал журналистикой. Считается, что изобразительным искусством он занялся от отчаяния, и занимался им до самой смерти в 1976-м. Бротарс залил гипсом пятьдесят нераспроданных сборников своих стихов и показал первые скульптуры галеристу Эдуарду Туссэ, который тут же предложил выставить их на продажу. Практически сразу Бротарс стал востребованным художником. Как и первая, последующие работы Бротарса всегда были ироничны, за что получили ярлык каламбуров. Любимыми материалами для его сюрреалистичных объектов стали скорлупки яиц и створки мидий. Из них он сооружал вазы, наполнял ими кухонную мебель и посуду: черное — черным, белое — белым, объясняя, что «в них нет никакого содержания, кроме образа».

Имея за плечами более 20 лет журналистского и поэтического опыта, Бротарс стремился открыть новые «переходные области»: между образом и текстом, между собственно искусством и его институтами, между объектом и пространством. За время занятия современным искусством, он принял участие почти в сотне выставок, в том числе в documenta V в Касселе, куратором которой был Харальд Зееман. К 1968 году Бротарс завоевал известность в мире искусства и назначил себя директором музея — точнее, «Музея современного искусства, отдела орлов», проекта, задачу которого художник видел в том, чтобы «проверить, позволит ли воображаемый музей по-новому взглянуть на природу существования и механизмы функционирования художественных институций». Бротарс снял себя с этой должности в 1972 году, когда «Музей современного искусства» получил широкое признание как институция, что противоречило замыслу художника.

Стрелы его иронии часто были направлены на само современное искусство и музей как систему, которая его поддерживает. Одна из главных его работ, показанных на выставке, — «Музей современного искусства. Отдел орлов» высмеивает идею дидактичной закостенелой институции. В «музее» Бротарса выставлены всевозможные предметы с изображением орла, вечного символа власти: бутылки, стаканы, пробки, сигары, майки, — на каждом из которых красовалась табличка «Это не произведение искусства».
Инсталляции из серии с названием «Декор» были созданы в последние годы и направлены на критику колониализма. В одной из них пушки и пистолеты, расположенные среди пальм, становятся элементом украшения интерьера — реальное предназначение оружия здесь нивелировано его ролью музейного объекта.

Искусство Бротарса стало еще более востребовано после его смерти, оказавшись подходящей «оболочкой» для многочисленных интерпретаций. О Бротарсе писали самые выдающиеся критики — Беньямин Бухло, Розалинда Краусс, Томас Макэвилли. Его работы выставлялись на пяти выставках documenta и четырех Венецианских биеннале и теперь хранятся в лучших музеях мира — Тейт, МоМА, S.M.A.K. До конца осени работы художника можно посмотреть в Парке Горького.

В рамках первой в России ретроспективы Марселя Бротарса Музей «Гараж» проводит бесплатные экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития. И это далеко не последняя благотворительная инициатива руководства уникального музея. Буквально недавно на территории Музея «Гараж» прошла презентация портала «Особый взгляд», в разработке и продвижении которого руководство и сотрудники музея принимали активное и непосредственное участие.

Материал: Сабадаш Владимир из Музея «Гараж».
Фотокорреспондент на выставке – Владимир Голиков.
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Марсель Бротарса выставка
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Войти через: